История

Дом Советов, 30-е годы

Улицы

улица Удриса

Люди

Первые почетные люди  города

Экономика

Завод Корунд

Образование

Дворец Детского творчества

Культура

Памятник Маяковскому



Первые врачи Чернорецкого края

В 1866 году на весь Балахнинский уезд приходилось шесть фельдшеров: в Смольковской волости - Иван Мамоткин, в Больше-Песошнинской - Иван Логинов, в Урковской, Козинской, в Василевой слободе -сын конюха Починковского конезавода Пастухов, имелись фельдшера в Вершилове, Катунках. Чернорецким фельдшерским отделением ведал воспитанник Симбирского приказа общественного призрения Иван Романов. Искусству врачевания обучались в удельной больнице у доктора Дмитриева, в нижегородской Мартыновской больнице, в Казанской фельдшерской школе. Земская

Подробнее: Первые врачи Чернорецкого края

"Хозяйка" Черноречья - Химия

Шел 1915 год. Первая мировая война требовала все большего количества боеприпасов, средств химзащиты, медикаментов, в производстве которых без химии не обойтись.
К 1913 году в России действовало 524 предприятия химии, но все они были зависимы от иностранных фирм. Этот недостаток отечественной промышленности особенно остро дал о себе знать с началом войны. Военное министерство, призывая российских предпринимателей к сотрудничеству, обязывалось всячески содействовать развитию химического производства. Не случайно Комитет всероссийского объединения земских городских союзов («3емгор»), являвшийся главным снабженцем русской армии, из нескольких вариантов, предложенных для постройки кислотного завода, смог выбрать наилучший - место в сосновом бору близ деревни Растяпино Чернорецкой волости. Расположение было удобным и выгодным во всех отношениях: близость многоводной Оки, железной дороги и благоустроенного шоссе. Совсем рядом располагались залежи дешевого топлива - торфа, запасы строевого леса. Все природные богатства находились в ведении казны, что упрощало и удешевляло строительство.

Подробнее: "Хозяйка" Черноречья - Химия

Сетевязальный промысел в Черноречье

Родоначальником сетевязального промысла в Черноречье считается предприимчивый крестьянин из Решетихи Павел Михайлович Гурьев. Он первым стал закупать пряжу и раздавать ее землякам. Долгими зимними вечерами при тусклом свете керосиновой лампы трудилась вся семья.
Еще с XVIII века известен был в России соседний Горбатовский уезд производством веревок и канатов, идущих в основном для судостроения. Продукцию с фабрик сел Избылец, Абабково, Чмутово знали не только в Нижегородской

Подробнее: Сетевязальный промысел в Черноречье

Тяжел Алебастр-Камень

Гипсо-алебастровые заводы на берегу Чернорецкого затонаАлебастро-гипсовое производство - первая ласточка в промышленном развитии Чернорецкой волости после реформы 1861 года. Местные жители издавна умели добывать алебастровый камень в Оленинских горах на правом берегу Оки. Этот материал требовался при строительстве церквей.
В 1869 году в окрестностях Выселок села Черного крестьянин деревни Сысоевки Горбатовского уезда В.И.Середин построил

Подробнее: Тяжел Алебастр-Камень

Гвоздари и угольщики

В XVIII - XIX веках в Черноречье и в волостях, ближних к Нижнему Новгороду: Гордеевской, Козинской, Гнилицкой был развит кузнечно-гвоздарный промысел. Кузницы, или шиповые, стояли чуть ли не возле каждой деревни и в Чернорецкой волости. Как правило, рядом с кузней громоздилось строение из четырех столбов, вкопанных в землю, соединенных боковыми перекладинами и круглыми крепкими засовами сзади.

Подробнее: Гвоздари и угольщики

Чудо - птица

Модель судна, экспонат городского краеведческого музея (Фото из книги Дзержинск - наш дом)Самым древним занятием чернореченцев считается постройка деревянных судов. Селяне, жившие вблизи большой реки, издавна использовали для передвижения по ней, перевозки грузов плоскодонные челны, шитики, ладьи - ушкуи. Со временем потребовал ось придумать совсем новый тип судна - более емкий, плоскодонный (для уменьшения осадки), более легкий на ходу при полной загрузке, с минимальными удобствами для людей.

Подробнее: Чудо - птица

Московское шоссе

В середине XIX века по северной границе Чернорецкой волости было проложено шоссе, связавшее Нижний Новгород с Москвой. Обустроенное к началу 50-х годов XIX века, шоссе пролегало, видимо, по лесной дороге, которую проторили некогда люди либо торговые, либо военные. Путь из Москвы в Нижний до постройки Московского шоссе был другим.
И проходил он по правому берегу Оки. В народе этот тракт называли Владимиркaой, в служебных бумагах - Сибирским. Вел он от Владимира в Нижний, а затем в Казань и дальше - в Приуралье, Сибирь. Путники прибывали из Москвы во

Подробнее: Московское шоссе

Промыслы и производство старого Черноречья

Во 2-й половине XIX века земледелием, местными ремеслами и промыслами зарабатывали на проживание 17,3 процента трудоспособных крестьян Чернорецкой волости. Более 80 процентов жителей уходили на заработки в Астрахань, на Волгу и в другие места.
Дальнейшее развитие местных производств: судостроения, алебастро-гипсового, канатно-веревочного, сетевязального, лесопильного, сенопрессовального, мукомольного, кирпичного, химического и других, менее значимых, - началось после

Подробнее: Промыслы и производство старого Черноречья

Изначальные и последующие сведения о крае

Наш город сравнительно молод. Но возведен он на древней земле, прошлое которой тесно связано с историей Нижегородчины. С давних пор известен край под названием Черноречье, получивший имя от небольшой лесной речки Черной, что протекала некогда здесь и впадала в полноводную Оку.
Возрождение Нижегородского Поволжья после опустошительных набегов монгола-татар отмечается в пору подъема Великого Нижегородско- Суздальского княжества (1341 - 1392 гг.). К этому периоду относится основание на правом берегу

Подробнее: Изначальные и последующие сведения о крае