Компания «Тосол-Синтез»
Адрес: Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Ватутина, д. 31-а
Сайт: http://www.tosol-sintez.ru
Тосол-Синтез
Артамонов был молод и амбициозен: только что окончил вечернее отделение радиофакультета Нижегородского университета имени Лобачевского. И точно знал, как нужно руководить коллективом. Золотых гор будущим подчинённым не обещал, обещал реальные дела. На том и погорел – не произвёл впечатления. Но свою роль те выборы сыграли: о них написали в «Дзержинце», заметку увидел Альберт Давыдович Кальманович, приехавший в Дзержинск в конце восьмидесятых. Как вспоминает Артамонов, этот человек, один из «цеховиков» советского периода, был предпринимателем по сути. Он умел делать деньги со времён, когда частная инициатива считалась уголовным делом. Но в 1989-м уже два года как действовал горбачёвский Закон «О кооперации», частное предпринимательство стало разрешённым, хотя и чуждым для советской страны. Кальмановичу понравился инициативный несостоявшийся начальник цеха, и он позвал Артамонова в свою команду. Показал пустырь за городом и сказал: «Плачу тебе вдвое больше, чем ты получал бы на заводе. Через год получишь и квартиру, и машину. Но при условии, что через год здесь будет построен цех». Это сейчас слово «кооператив» ассоциируется с чем-то вроде ларька с пивом и сигаретами. В конце же восьмидесятых кооперативы были первенцами грядущего российского предпринимательства. И занимались они в первую очередь услугами населению и производством товаров народного потребления. Именно такое предприятие создавали Кальманович с Артамоновым, что по тем временам было большой смелостью: а ну как законы поменяются, деньгами ведь рисковали и репутацией. Валерий Артамонов, вспоминая, как они продирались сквозь тернии неповоротливой советской экономики, когда всё строго распределялось и нормировалось, согласовывалось и контролировалось государством, до сих пор поражается, как же им удалось добыть необходимое оборудование для нового цеха. Всю страну, от Ташкента до Калининграда, они тогда объездили, собирая по предприятиям списанные станки-термопласты. И меняя их – деньги в этих случаях в счёт не шли – на стиральные машинки, холодильники, автомобильную резину и всё прочее, что требовалось той стороне и добывалось всеми возможными путями. Через год цех заработал и начал выпускать то, что называлось товарами народного потребления и что отсутствовало в скудных советских магазинах, – пластиковые светильники, шампунь, детские игрушки. Сырьё было тут же, под боком – продукция дзержинских химзаводов, которую оставалось слегка доработать и – к людям. Сами заводы, выполнявшие государственный план, на эти «мелочи» не разменивались. Но и напрямую торговать с кооперативом не имели права. Приходилось договариваться и доставать.
«Достать» в смысле «добыть». Старшее поколение хорошо помнит это слово, главное в эпоху государственной плановой экономики: купить ничего невозможно – нужно доставать. И магазины начала девяностых – гулкие залы, пустые прилавки… Артамонов вспоминает, как привозили на рынок товар, тот же шампунь, и как покупатели мигом, в считанные минуты, его расхватывали, своим напором сдвигая на несколько метров грузовик, с которого шла торговля. Непростые были времена.
С одной стороны – налоговая вольница, всех отчислений с предприятия – три процента, сбыт – без ограничения, прибыль – четырёхкратная. С другой – невнятные законы и непредсказуемое развитие событий, только и успевай реагировать и принимать решения. Отвезти две машины шампуня в какие-нибудь Набережные Челны и привезти обратно деньги в коробке из-под телевизора, минуя милицейские посты и бандитские кордоны, – целая приключенческая эпопея, хождения Афанасия Никитина за три моря. Как же они тогда работали, первые российские предприниматели! Азартно, споро – жили этим делом. Артамонов вспоминает, как строили цеха – за две недели майских праздников. Сначала строили, потом выпускали продукцию и зарабатывали деньги на проектную документацию. Сейчас на такие проекты уходит по два года: год – на согласования и разрешения, год – на стройку. Тогда же были совсем другие сроки. Нынешний директор «Тосол-Синтеза» говорит, что именно в те годы он научился предпринимательству. И останься он в своё время на «Капролактам», так бы и мыслил по старинке, выполняя план и не задаваясь вопросами о прибыльности и доходах. Поэтому в девяносто третьем, когда экономика страны резко повернула к рынку, он был готов к такому повороту. И стал соучредителем компании «Тосол-Синтез», которая арендовала цеха у заводов «Синтез» и «Капролактам».
В новых цехах новое предприятие стало выпускать продукцию для автомобилей, завершая технологическую цепочку, начинавшуюся на заводе «Синтез».Тосол, который завод выпускал в промышленных объёмах, здесь фасовали в тару собственного производства и продвигали на рынок. То есть «Тосол-Синтез» взял на себя маркетинг, заниматься которым вчерашние советские заводы просто не умели. Так была заложена и сегодняшняя политика компании: не только произвести продукт, но и выстроить эффективную систему продаж. Компания начала создавать собственные торговые марки и продвигать их на рынок, ежегодно удваивая-утраивая оборот. Все заработанные средства шли в дело. В 1997 году вместо отошедшего от дел Кальмановича в «Тосол-Синтез» пришли новые компаньоны. Компания выкупила у «Капролактам» арендованные цеха и начала их реконструкцию. Времена в стране уже настали другие. Частный бизнес развивался столь стремительно, что теперь поступком было не произвести товар, как это было лет семь назад, а преуспеть в продажах. «Я считаю, что если в наше время гиперконкуренции ты повременишь сделать шаг – его сделают твои конкуренты», – говорит Валерий обошла конкурентов минимум на четыре года – столько требуется времени на создание системы прямых продаж товаров для автомобилей, которая в «Тосол-Синтезе» давно отлажена и работает. В базе данных компании – 36 тысяч профильных торговых точек, восемьдесят процентов от всех подобных магазинов страны. В каждом регионе работают торговые представители, которые отслеживают продвижение товаров, выкладку на полках, своевременность доставки. Сегодняшняя география продаж компании «Тосол-Синтез» охватывает всю территорию Российской Федерации. Создана дилерская и дистрибьюторская сеть во всех крупных городах России, а также в Украине, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, странах Балтии и Финляндии. Собственные региональные торговые центры «Тосол-Синтез» открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону. На рынке компания ведёт себя очень напористо. Ассортимент продукции «Тосол-Синтеза» покрывает большую часть потребностей автомобиля на всех этапах эксплуатации, от первой заливки на конвейере до гарантийного обслуживания. А система продаж максимально охватывает розничные торговые точки, станции технического обслуживания, автохозяйства. Она отлажена так, что любой товар для автомобилистов может появиться на полках авто-магазинов в течение двух недель. И компания распространяет по своей сети продукцию не только собственную, но и тех производителей, с кем сотрудничает. Так что на вызовы времени – не просто произвести, но и успешно продать – «Тосол-Синтез» отвечает уверенно. Что же касается производства, то его можно охарактеризовать так: современное, оснащённое высокопродуктивным оборудованием, соответствующее мировым стандартам. Если посмотреть на производственную площадку «Тосол-Синтеза» с верхней точки, она напоминает муравейник – беспрестанное движение, похожее на суету. Но за этим движением – осмысленные действия, жизнь предприятия. Автоматические линии круглосуточно фасуют охлаждающие и тормозные жидкости в канистры различной ёмкости, от доли до десятка литров – в пиковые сезоны их производительность достигает десяти миллионов литров в месяц. Все сотрудники чётко знают свои действия и задачи. И при всей кажущейся хаотичности процесс проходит строго по технологическим регламентам.
И вся остальная производственная инфраструктура «Тосол-Синтеза» города Дзержинск также соответствует строгим стандартам современного предприятия: мембранная установка для обессоливания воды, лабораторный контроль сырья, промежуточных продуктов и готовой продукции, тысячи кубических метров складов и ёмкостей для сырья и готовой продукции, рассчитанных на загрузку транспорта любой вместимости и габаритов. Тосол-Синтез» лидирует в своём секторе среди российских компаний-производителей. Компания представлена на российском рынке торговыми марками «РосДОТ», «Роса», «Томь», «Frost», «Тосол-ТС», «Felix»,«AWM». Предприятие выпускает жидкости по собственной рецептуре, в том числе и с учётом новейших разработок авто-химии, и на основе сырья крупнейшего европейского производителя автохимии компании BASF, может разработать эксклюзивный продукт по специальному заказу. Продукция производства «Тосол-Синтез» лучше иностранных аналогов по цене и не хуже по качеству. Концентрат «Тосол-ТС FELIX» используется при первой заливке всех марок автомобилей ВАЗа и рекомендован для доливки и при техническом обслуживании «ВАЗов».
Так что «Тосол-Синтез» очень далеко ушёл от тех дней, когда в арендованных цехах человек десять разливали произведённый на государственном заводе тосол по кооперативным пластиковым флаконам. Только в расширение и оснащение производства, в научно-исследовательские работы компания ежегодно вкладывает десятки миллионов рублей. Компания продолжает развиваться, наращивать обороты, учреждая другие фирмы и вовлекая их в процесс роста и движения. Сегодня в этот пул компаний, акционером которых стал «Тосол-Синтез», входят не только дзержинские фирмы: управляющая компания «Эдельвейс», компании «Синтез-Ацетон», «Дизель-ТС», «Бумага-холдинг», охранное агентство «Дельта-ТС», но и нижегородская кардиологическая клиника «КорАлл» и ряд дочерних компаний в регионах России, в Украине и Казахстане.
Все они по-своему успешны. В той же клинике «КорАлл», к примеру, проводятся уникальные кардиооперации по европейским и американским методикам. По уровню лечения и сервиса клиника может поспорить не только с московскими, но и с зарубежными медицинскими центрами.
Компания «Дизель-ТС», созданная в январе 2003 года на базе опытного завода дизельных двигателей, хорошо известна строительным компаниям и организациям, торгующим строительной техникой. Компания выпускает автобетоносмесители на базе отечественных «КамАЗов», «МАЗов», «КрАЗов», «АМУРов», «Уралов» и иностранных «VOLVO», «SCANIA», «MAN», «RENAULT», «ТАТRА». И отлично знает, что предпочитают их партнёры. Самый удобный объём смесителя – от двух до восьми кубометров, самая надёжная и практичная техника – на базе «МАЗов». «Дизель-ТС» получил статус корпоративного клиента РУП «МАЗ» и ОАО «АЗ «Урал» и максимально ориентируется на потребности своих заказчиков: продаёт продукцию в лизинг, со скидками, готов учесть особые пожелания к конструкции оборудования. И такая политика ведения бизнеса себя оправдывает – партнёрами «Дизель-ТС» стали организации из России и ближнего зарубежья.
Охранное агентство «Дельта-ТС» также известно за пределами Дзержинска. Агентств такого уровня в городе больше нет, да и в Нижегородской области поискать придётся. В штате – более семидесяти человек, в основном – бывшие сотрудники силовых структур со специальной подготовкой, имеющие боевые награды. Директор агентства Павел Дмитриев пятнадцать лет отслужил в нижегородском СОБРЕ, был начальником отделения и свой опыт использует теперь в организации работы агентства: систематические тренировки состава, тактические учения, стрельбы, проверки на быстроту реагирования. «Дельта-ТС» оснащена всем необходимым для профессиональной работы – оружием, спецснаряжением, авто. Тем и отличается от других «охранных» агентств, по сути предоставляющих услуги вахтёров и набирающих в свои ряды кого придётся. Сюда берут только проверенных людей – проверкой занимается собственная служба безопасности, профессионалы-оперативники. Сотрудники агентства, к слову, охраняющие сегодня офис и производственную базу компании «Тосол-Синтез», – настоящие бойцы-спецназовцы, умеют действовать в экстремальных ситуациях. У агентства есть лицензия на право охраны первых лиц. Его сотрудников привлекали для усиления безопасности, когда в Дзержинск приезжал нижегородский губернатор Валерий Шанцев. Приглашают бойцов «Дельта-ТС» и в помощь ГУВД во время больших городских праздников и мероприятий.
Компания «Синтез-Ацетон» – одно из недавних приобретений «Тосол-Синтеза». В состав объединения она вошла в январе 2007 года, завершив цепочку производства стеклоомывающей жидкости на основе изопропилового спирта. «Синтез-Ацетон» специализируется на выпуске этого спирта. Жидкости на его основе, при тех же очищающих свойствах, получаются без запаха и характерных для этилового спирта испарений. Стеклоомывающие жидкости – не единственный продукт, который можно получать на основе этого сырья. Изопропиловый спирт используют для производства перекиси водорода и целой линии других продуктов химической и медицинской промышленности. Возможно, со временем компания выйдет на рынок и с этими продуктами: квалификация специалистов, работающих в «Синтез-Ацетоне», позволяет успешно развивать это направление. Но пока идёт реконструкция этой производственной площадки, замена оборудования, увеличение площадей. В компаниях, входящих в объединение «Тосол-Синтез», сегодня работает около двух тысяч человек. А суммарные инвестиции в проекты «Тосол-Синтеза» – в строительство, в оборудование, в производство – только в 2007 году достигли миллиарда рублей. Пожалуй, это самые серьёзные инвестиции в Дзержинске. «Если нарисовать кривую роста любой компании, то она будет такой, – Валерий Артамонов рисует в воздухе резкую линию вверх, а затем – устойчивую параллель полу. – И я вижу, что мы пока ещё в середине этого подъёма. И нам ещё рано успокаиваться».
Сам же Валерий Артамонов, когда-то несостоявшийся начальник цеха завода «Капролактам», а сейчас – генеральный директор компании с миллионными оборотами, на просьбу охарактеризовать нынешний этап своих отношений с бизнесом, отвечает так: «Понимание своей ответственности за людей, которых мы собрали и кому даём работу. И постоянная готовность к изменениям и проблемам, которые подкидывает жизнь». А событий в новейшей истории «Тосол-Синтеза» хватает. Те же проблемы с сырьём – новый владелец дзержинского производства моноэтиленгликоля, столичный холдинг «Сибур», продаёт его соседям в полтора раза дороже, чем за границу. И получается, что «Тосол-Синтезу» выгоднее закупать сырьё в Финляндии и завозить его обратно в Дзержинск. А до владельцев из Питера и Москвы – не достучаться… Со времён Закона «О кооперации», Россия окончательно свернула на рыночный путь. И предприниматели научились работать по более жёстким требованиям и к качеству продукции, и к способности производителей быстро реагировать на изменение спроса, перестраиваться. Владельцы «Тосол-Синтеза», получившие закалку ещё на заре новой эры, и реагируют, и перестраиваются, и просчитывают стратегии развития компании минимум на семь лет. И эта их способность, пожалуй, единственное, что остаётся неизменным на протяжении всей истории дзержинской компании, на примере которой можно проследить историю становления и развития всего российского предпринимательства.
По материалам книги "Дзержинск. Город. История. Люди".